ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


«Plus600» на волне успеха

Впервые программа «Plus600» сумела победить мастера спорта в матче

Григорий ВЕТРОГОН


Очередной матч программы «Plus600» с мастером А.И.Андреевым состоялся 28 января 2003 г. Матч проходил в п.Новый Быт Московской обл. и состоял из 5 партий с контролем 15 мин. на партию; компьютер - по-прежнему Athlon XP 1800+/256 Mb; «Plus600» использовала шестифигурную базу эндшпиля.

И на волне успеха в IV чемпионате России среди компьютерных программ, в этот раз «Plus600» смогла победить со счетом 3 : 2 (+2 =2 -1), впервые выиграв матч (пусть неофициальный) у мастера спорта!

Матч прошел в упорной борьбе "под знаком" дебютной библиотеки программы «Plus600», которая полностью использовала ее преимущества в борьбе с человеком (см. мою статью "IV чемпионат России. Итоги и перспективы".

Первая партия прооходила в совершенно равной борьбе и закономерно завершилась вничью. Такой же результат был зафиксирован и во второй встрече, благодаря хорошей дебютной "подготовке" программы.

А после победы А.Андреева в третьей партии, в которой «Plus600» совершила две ошибки подряд в ответ на "новинку" мастера уже на выходе из дебютной стадии, перед программой "замаячила" перспектива привычного результата в матчах с А.Андреевым - проигрыша в одно очко.

А уж мастер точно вспомнил приятные для себя прошлые итоги и, возможно, расслабился. И «Plus600» в прекрасном стиле выиграла две партии подряд, а вместе с ними и матч! Причем в последней партии решающую ошибку А.Андреев допустил уже в эндшпиле.

Предлагаю Вашему вниманию тексты всех пяти партий матча с моими комментариями (с использованием аналитических возможностей программы «Plus600»); первую из партий комментировал С.Педько.


1 партия, А.Андреев - «Plus600», Отказанная обратная городская партия

1.c3-b4 f6-e5 2.e3-f4 b6-a5 3.f2-e3 a5:c3 4.b2:f6 e7:g5 5.a3-b4 g5-h4 6.g1-f2 a7-b6. Чаще играют 6... de7.

Диаграмма 1 : после 17. fg5

7.b4-a5. Этого распространенного хода в библиотеке дебютов «Plus600» не оказалось. Началось машинное "творчество", которое, впрочем, до середины партии не выходило за рамки теории.

7... b6-c5 8.a1-b2 f8-e7 9.b2-c3 b8-a7 10.c3-d4 e7-f6 11.d4:b6 a7:c5 12.f4-g5 h6:f4 13.e3:e7 d8:f6 14.g3-f4 f6-e5 15.d2-e3 e5:g3 16.h2:f4 g7-f6 17.f4-g5 - диаграмма 1.

При "домашнем" анализе программа указывала на минимальное преимущество черных после 17... hg7, которое, однако, легко нейтрализуется белыми. Вот как протекала партия В.Н.Ростовиков - Н.Н.Негра (20-й заочный чемпионат СССР, Ф-20, 1986), где всретился этот ход: 17... hg7 18.g:e7 d:f8 19.ef4 gf6 20.cd2 cd6 21.fg3 h:f2 22.e:g3 fe5 23.fg5 ed4, и соперники заключили мир.

17... f6-e5. «Plus600» выбирает другой путь к ничьей.

18.g5-h6 c7-b6 19.a5:c7 d6:b8 20.e1-d2 c5-b4 21.c1-b2 b4-a3 22.b2-c3 b8-a7 23.e3-d4 e5-f4 24.f2-e3 h4-g3 25.e3:g5 g3-f2 26.d4-e5 a7-b6 27.e5-f6 b6-c5 28.f6-e7 f2-e1 29.e7-d8 h8-g7 30.h6:b4 a3:c5 31.d2-e3 e1:a5 32.d8-f6 a5-d8. Ничья.

Полностью равная игра, закончившаяся закономерным итогом.


2 партия, «Plus600» - А.Андреев, Городская партия

1.g3-f4 f6-g5 2.c3-d4 d6-c5 3.b2-c3 g5-h4 4.c3-b4 b6-a5 5.b4:d6 e7:c5 6.d4:b6 a7:c5 7.f4-e5. Выпад ставропольского мастера Маркосова.

7... c7-b6 8.d2-c3. Белые могут играть также 8.ab2 или 8.hg3, и варианты с этими ходами также записаны в дебютную библиотеку программы.

8... b8-a7 - диаграмма 2.

Диаграмма 2 : после 8... ba7 Диаграмма 3 : после 12... h:f6

9.c3-b4 a5:c3 10.e3-d4 c5:e3 11.f2:b2 g7-f6 (окружать шашку е5 просто нечем, и мастер это прекрасно понимает) 12.e5:g7 h8:f6 - диаграмма 3.

13.a3-b4. Это первый "нетеоретический" ход программы. Здесь чаще играют 13.bc3 fe7 14.cd4 или 14.ab4, но и ход в партии тоже хороший.

13... f6-e5 14.b2-a3 h6-g5 15.b4-a5 b6-c5 16.a1-b2 f8-e7 17.b2-c3 e7-d6 18.e1-f2 a7-b6 19.a5:c7 d8:b6 20.c3-d4 c5:e3 21.f2:f6 g5:e7 22.h2-g3 h4:f2 23.g1:e3 d6-e5 24.a3-b4 e7-f6 25.c1-b2 f6-g5 26.b2-c3 b6-a5 27.e3-d4 e5-f4 28.b4-c5 f4-g3 29.c5-d6 g3-f2 30.d4-e5 f2-e1 31.d6-c7 e1:b4 32.c7-d8. Ничья.


3 партия, А.Андреев - «Plus600», Тычок

Диаграмма 4 : после 12. gh4

1.c3-b4 f6-g5 2.b4-c5 d6:b4 3.a3:c5 b6:d4 4.e3:c5 g5-h4 5.b2-c3 g7-f6 6.a1-b2 f6-g5 7.c3-d4 e7-f6 8.d2-c3 h8-g7 9.f2-e3 h4:f2 10.e1:g3. Интересно, кто нибудь так уже играл? Во всяком случае, по базе партий "TORNADO Draughts Base" (30 тыс. партий) не найдено ни одной партии.

10... c7-d6? Существенная неточность. Значительно лучше 10... de7 - ход, рекомендованный программой в спокойной аналитической обстановке.

11.c5:e7 f8:d6 12.g3-h4 - диаграмма 4.

Положение критическое. Черным необходимо очень точно защищаться.

12... d8-e7? Этот ход программы, вызванный нехваткой времени, проигрывает партию. Но положение черных уже трудное, а, может, и вовсе проигранное. Возможно, некоторые шансы на уравнение давал ход 12... bc7 или 12... dc7, указанный программой «Plus600» в аналитическом режиме.

13.h2-g3 d6-e5 14.b2-a3 a7-b6 15.a3-b4 b6-a5 16.b4-c5 b8-a7 17.g3-f4 e5:g3 18.h4:f2 e7-d6 19.c5:e7 f6:d8 20.d4-c5 d8-e7 21.f2-g3 g5-h4 22.e3-f4 h4:f2 23.g1:e3 e7-f6 24.c3-d4 a5-b4 25.c5:a3 a7-b6 26.a3-b4 b6-a5 27.b4-c5 f6-g5 28.c1-d2 g5-h4 29.d2-c3 g7-f6 30.c5-d6 h6-g5 31.f4:h6 a5-b4 32.c3:a5 h4-g3 33.a5-b6 g3-h2 34.h6-g7 f6:h8 35.d6-c7 h2-g1 36.d4-c5 g1:d4 37.c5:e3. Белые победили.


4 партия, «Plus600» - А.Андреев, Кол

1.g3-f4 f6-g5 2.c3-d4 b6-a5 3.d4-c5 d6:b4 4.a3:c5 g7-f6 5.b2-c3 e7-d6 6.c5:e7 f8:d6 7.c3-b4 a5:c3 8.d2:b4 h8-g7 9.a1-b2 g5-h4 10.b2-a3 f6-g5 11.h2-g3! - диаграмма 5.

После точного хода 11.hg3!, который программа взяла из своей дебютной базы, возникла ключевая позиция всей системы игры с разменом 5... ed6. Эта позиция относится к классическим позициям со связкой правого фланга. Инициатива принадлежит белым, так как они контролируют ключевое поле a5. Черным необходимо играть очень точно. В частности, проигрывает 11... gf6?, необходимо играть лишь 11... de7. Весь "фокус" заключается в том, что на поле e5 необходимо перевести шашку d8, не трогая вообще шашку g7. Только в этом случае у черных находится спасающий маневр, приносящий им ничью.

Диаграмма 5 : после 11. hg3! Диаграмма 6 : после 15. ab4

11... d8-e7! Интуиция не подвела мастера! Проигрывало 11... gf6?, что станет ясно через пару ходов.

12.e1-d2 a7-b6 13.b4-a5 g7-f6? А вот это уже проигрывает! Необходимо было 13... ef6!, как будет указано ниже.

14.d2-c3 f6-e5 15.a3-b4 - диаграмма 6.

Возникла известная, выигрышная за белых, позиция. Если бы черная шашка находилась на поле g7 (в случае 13... ef6!), то тогда проигрывал бы ход 15... gf6 (в данной партии - 13... ef6); но у черных находился бы спасающий ход 15... ba7! А в данном случае ход 15... ba7 партию спасти не может: 16.cd4 e:c3 17.b:d2 ef6 (на 17... bc5? следует комбинация 18.fe5 d:h2 19.ef4 g:e3 20.f:f6 X) 18.dc3 fe5 19.cb2, и игра сводится к основному варианту.

15... e7-f6 16.c3-d4 e5:c3 17.b4:d2 f6-e5 18.d2-c3 b6-c5 19.c1-b2 b8-a7 20.b2-a3 a7-b6 21.c3-b4 e5-d4 22.g1-h2 d4-c3 23.b4:d2 c5-d4 24.e3:e7 g5:g1 25.e7-d8 h4:f2 26.d2-c3 b6-c5 27.d8:d4 h6-g5 28.d4-e5 g5-h4 29.e5-b8 h4-g3 30.h2:f4 g1-h2 31.c3-b4 h2:e5 32.b8:e1. Черные сдались.


5 партия, А.Андреев - «Plus600», Тычок

1.c3-b4 f6-g5 2.b4-c5 d6:b4 3.a3:c5 b6:d4 4.e3:c5 g5-h4 5.d2-e3 e7-d6 6.c5:e7 f8:d6 7.b2-c3 a7-b6 8.a1-b2 g7-f6 9.b2-a3 h8-g7 10.c1-d2 f6-g5 11.c3-d4 d6-c5 12.g3-f4 c7-d6 - диаграмма 7.

13.d4-e5?! Александр Иванович видел грядущую комбинацию, однако переоценил возможности белых в возникшем эндшпиле. Впрочем, в партии ничья после проведения комбинации все же была.

Диаграмма 7 : после 12... cd6 Диаграмма 8 : после 24... df6

А могли ли белые не попадаться на этот удар, а сыграть сильнее? Проверим!

Оказывается, на планируемый Андреевым ход 13.dc3 следует теоретическая реплика 13... gf6! из дебютной базы программы, и выясняется, что спасения у белых нет ни после 14.hg3, ни после 14.ed2 из-за ответа 14... ba7! с неминуемым выигрышем черных.

А вот после самозажима 13.hg3! возникает острая игра: 13... gf6 14.gh2! с последующим разменом 15.fe5 и равной позицией.

Вернемся к партии и проведенной черными комбинации.

13... d8-e7 14.e5:a5 c5-d4 15.e3:c5 g5:c1 16.c5-b6 e7-d6 17.b6-a7 c1-g5 18.a3-b4 g5-d8 19.b4-c5 d6:b4 20.a5:c3 g7-f6 21.c3-b4 f6-g5 22.b4-a5 d8-e7 23.e1-d2 e7-d8 24.d2-c3 d8-f6 - диаграмма 8.

Неточный ход, после которого белые могли форсированно получить ничейный эндшпиль. Как указала программа «Plus600» в аналитическом режиме, ей следовало поддержать напряжение ходом 24... gf4!, и далее она предлагает форсированный вариант 25.cb4 hg3 26.f:h4 fe3 27.bc5 ed2 28.cb6 dc1, хотя в начале этого варианта она видит прорыв 29.bc7 с неизбежной ничьей. Более того, после 24... gf4 25.cb4 она оценивает позицию как равную. Видимо, в позиции № 7 после 13.de5 выигрыша у черных вообще нет.

25.a5-b6? Вот она, решающая ошибка! Как сказал А.Андреев сразу после партии, необходимо было отойти 25.cb4!, и лишь после 25... fe7 прорываться в дамки - 26.ab6 e:a3 27.bc7 b:d6 28.ab8 dc5 29.be5! - возник почти тот же эндшпиль, что и в партии, с единственным, но принципиальным отличием - здесь большаком владеют белые, что гарантирует им ничью, а в партии большак заняли черные и выиграли. Вот в этом и заключается смысл хода 25.cb4!

25... f6:b2 26.b6-c7 b8:d6 27.a7-b8 d6-c5. Как видите, теперь большак заняли черные.

28.f2-g3. Моментально проигрывает (белые теряют шашку), но спасения у белых все равно нет.

28... h4:f2 29.g1:e3 b2-d4. Белые сдались.

Таким образом, счет в матче стал 3:2 в пользу программы.

Впервые за свою жизнь программа «Plus600» сумела победить в матче новобытовского мастера Александра Ивановича Андреева!.


Послесловие Сергея Педько :

Одновременно с публикацией материала о победном матче «Plus600» пришло сообщение о завершении матча гроссмейстера А.Кандаурова с двукратным чемпионом России петербургской программой "Магистр-III", в котором в упорнейшей борьбе победил Человек со счетом 5,5 : 4,5 (+1 =9 -0). Поздравляем гроссмейстера с победой!

Мне кажется, что в этом году таких матчей будет все больше, и соперничество компьюткрных программ (и между собой, и с человеком) обострится.




© 2001-2006 Gr.Vetrogon,   © 2001-2006 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки