ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки

Компьютерная грамотность и идеология модернизации

"Мало кто знает,
как много надо знать
для того, чтобы знать,
как мало мы знаем…"
Г.НААН

Краткая преамбула

Публикуемая ниже статья была написана в начале 1998 г. Более двух лет она "пылилась" в недрах моего компьютера, пока я ее не отправил дипломированному специалисту фирмы Microsoft Виктору Ветрогону, проживающему в Канаде, г.Монреаль. Все его комментарии, присланные по E-mail 20.04.2001 г., представлены этим цветом после соответствующих мест моего текста.

"И как каждая наука, кибернетика
создает собственную мифологию"
С.ЛЕМ. Сумма технологии

Казалось бы, настолько точна наука математика - царица наук, что уж в этой области никакие спекуляции невозможны. Ан нет! Князь мира сего и здесь приложил свою длань. Воистину, чем больше задумываешься обо всех этих вещах, тем более убеждается в справедливости приговора: Не любите мира, ни того, что в мире, ибо мир во зле лежит.

Дело даже не в том, что мы верим в незыблемость математических законов, а ведь вера, в отличие от знания - атрибут религии, а не науки. Еще более важно то, что самые наиточнейшие законы имеют условный (точнее, временной) характер, хотя и относятся к объектам первого рода, а поэтому нуждаются в обосновании. Но эта совершенно другая область - метаматематика, и для обыденного сознания как бы неважно.

Не столь важно и то, что в школе математику преподают на уровне 17-18 века, а современная математика остается полностью за бортом. Гораздо важнее не то, чего в школьных программах нет (за что ни возьмись, того и нет), а то, что есть, но преподается в ложном, извращенно-либеральном стиле. Речь пойдет об информатике. Строгое ее определение таково:

ИНФОРМАТИКА, отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности.

Разумеется, в школе никого это академическое определение не интересует. Речь в большинстве случаев идет о компьютерном образовании. Открываем словарь и читаем:

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, владение навыками использования средств вычислит. техники; понимание основ информатики и значения информационных технологий в жизни общества. В Рос. Федерации в ср. уч. заведениях введен (с 1985/86 уч. г.) общий курс "Основы информатики и вычислительной техники".

Что конкретно кроется за этими безликими словами? Почему компьютер оказался окутан каким-то мистическим флером? Неужели для его познания и использования необходима какая-то особая отдельная грамотность, а все компьютерщики - чуть ли не особая каста жрецов? Откуда и почему эта идеология поголовной компьютеризации? Попробуем разобраться, отметая ложь, и по мере сил проясняя идеологический туман. Еще раз заглянем в словарь.

КОМПЬЮТЕР (англ. computer, от лат. computo - считаю), то же, что ЭВМ; является транскрипцией англ. слова computer, что означает вычислитель.

Таким образом, по определению, компьютер ничем не отличается от всех других человеческих изобретений, и наряду с пылесосом, холодильником и др., прочно вошел в нашу жизнь. Это нормально, и не об этом речь. Даже эта статья не пишется на бумаге, а набирается непосредственно на компьютере. Речь о другом.

Для того, чтобы пользоваться телевизором, разве нам нужна особая грамотность? Еще раз заглянем в словарь.

ГРАМОТНОСТЬ, определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия Грамотность исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом обществ. требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т. н. функциональная грамотность).

И как это определение связано с компьютерами? Разумеется, в данном случае речь идет о функциональной грамотности. Конечно, для того, чтобы пользоваться автомобилем, пылесосом или утюгом, необходима определенная грамотность, но ведь никто всерьез не говорит об автомобильной грамотности. А вот по отношению к компьютерам подобный волапюк стал возможным. Почему?

Дело в том, что незаметно произошла подмена. По отношению к компьютерам - когда мы говорим грамотность, подразумеваем модернизация. Для любого владельца ПК это очевидная и ясная вещь. Но насколько это все очевидно? Вот это и является темой данной статьи.

МОДЕРНИЗАЦИЯ, изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам, например, МОДЕРНИЗАЦИЯ оборудования.

Когда обычный автолюбитель покупает, например, Жигули, он не планирует со временем превратить свой автомобиль в Мерседес.

По поводу сравнения компьютеров с пылесосами или автомобилями. Дело-то в том, что эти области не эволюционируют так сильно. Возьмем компьютер 10-летней давности и сегодняшний. Разница в производительности изменилась в тысячи раз. И представим себе, что в автомобилестроении произошли аналогичные изменения - за десять лет скорости передвижения изменились хотя бы в 100 (или даже 10) раз. Разве держался ли бы кто-то за свои Жигули, когда он еле плетется? А теперь представь себе, что бензин на пару месяцев стоит столько же, сколько и новый мотор на Жигули. И разве в этом случае автолюбители откажутся модернизировать свои Жигули ?! (Я имею в виду, что бензин = программы, а мотор = железо). И как в этом случае обойтись без автомобильной грамотности ?!

А с компьютерами происходит именно так. Современные ПК постоянно требуют что-то менять - то видео-карту, то аудио-карту, то и вовсе необходимо ставить другой процессор. И это при нормальной работе оборудования, когда ничего не ломается и не выходит из строя. Причем надо менять тот или иной узел не в связи с собственными желаниями, а как бы в силу объективного положения вещей. Любой программный продукт, то ли компьютерная игра, то ли следующая версия программного обеспечения, требуют нового, более усовершенствованного "железа". А новое "железо", в свою очередь, требует новое программное обеспечение… Так возникает дурная бесконечность, связанная с модернизацией компьютеров. И компьютерная грамотность нужна не для того, чтобы грамотно работать на компьютере (для этого достаточно обычной грамотности плюс некоторые теоретические и практические навыки), а именно для того, чтобы уметь грамотно проводить модернизацию своего компьютера (и только для этого!).

Есть ли возможность разорвать этот порочный круг? Разумеется, есть, надо лишь отказаться от существующей идеологии модернизации. Чья это идеология?

В первую очередь это идеология крупнейшего монополиста на компьютерном рынке фирмы Microsoft, и его президента, одного из самых богатых человек на Земле Билла Гейтса. На подавляющем большинстве компьютеров установлены операционные системы и программное обеспечение этой фирмы - MS Windows, MS Office и др. В расчете на продукцию Microsoft пишутся большинство программ, мультимедийные компакт-диски, компьютерные игры и пр. Таким образом, посредством монополизации компьютерного рынка гонка вооружения в этой области нагнетается и поддерживается фирмой Microsoft, и все большее количество людей попадает во власть этой порочной идеологии.

Таким образом, мировое зло, идущее с Запада, в данном случае вполне персонифицировано в лице Билла Гейтса. Разумеется, если бы в свое время в нашей стране не было гонений на кибернетику, то и компьютерный мир стал бы иным - ведущим был бы не английский язык, а русский, и ведущей идеологией была бы не идеология золотого тельца, а идеология, базирующаяся совсем на иных ценностях... Но увы...

И вот. Это господствующее (мифологическое!) представление проникло во все учебники по информатике.

Я тут так и не уловил, что это за "господствующее (мифологическое!) представление", которое проникло во все учебники. Если имеется в виду "идеология золотого тельца", то тут все верно, но информатика тут ни при чем. Действительно, корень лежит в идеологии общества потребления, которая ведет в никуда, вернее в тупик, но именно эта идеология и победила...

Везде рассматриваются только IBM-совместимые компьютеры, и только продукция фирмы Microsoft.

По сути - не в Микрософте дело. Ведь тот же Макинтош за тот же период времени выпустил не меньше версий своей операционной системы. И версии MacOS тоже не работают со старым железом (Mac будет даже покруче в своих требованиях к железу, в частности к памяти). Или взять совершенно не коммерческую ОС LINUX. Они столько версий выпускают, что не успеваешь переустанавливать... Так что "гонка вооружения" в этой области нагнетается и поддерживается не только фирмой Microsoft...

Каков же должен быть православный подход к этой проблеме?

При чем тут православный подход, если именно этот подход используется на Западе? Здесь-то в вузах меньше всего изучают Microsoft, а все больше UNIX, LINUX, OS/2...

В частности, как должно строиться преподавание информатики? Вывод очевиден.

Кроме фирмы Microsoft, и IBM-совместимых компьютеров, необходимо учащимся предлагать альтернативные вещи. В плане компьютеров - это могут быть компьютеры Макинтош, а в качестве программного обеспечения - операционные системы UNIX, LINUX, OS/2 и другие. И самое главное - необходимо развенчивать мифологическую сущность господствующих компьютерных предубеждений и всеми силами отказываться от навязываемой идеологии модернизации.

Полностью согласен, но еще шире - "всеми силами отказываться от навязываемой идеологии потребления".

Григорий ВЕТРОГОН
п.Новый Быт, 1998 г.

Послесловие

С учетом комментариев от Виктора Ветрогона, выделенных этим цветом, считаю необходимым сделать несколько замечаний.

Разумеется, в широком смысле В.Ветрогон прав - речь действительно идет о победившей идеологии потребления. То есть - о кризисе западной цивилизации.

Но ведь кроме техногенного пути развития, у человечества был и другой путь - гармоничный. Более подробно об этом см. мою статью "Острые вопросы школьной астрономии", опубликованную в виртуальном журнале "Русский переплет". Со временем эта статья будет опубликована (в полном объеме) и в данном разделе Культура и наука.

Что касается якобы некорректного сравнения компьютера с автомобилем, то пусть другие автомобили вообще начинают летать, но если меня устраивает та скорость, на которую автомобиль изначально "запрограммирован", то зачем я буду менять ему мотор? Чтобы угнаться за модой? Или за соседом?

Конечно, речь идет именно о психологии потребления. То есть психологии победившего мещанства.

Но это тема отдельной статьи.

Что касается якобы некорректного отождествления идеологии модернизации с "писишками" и фирмой Microsoft, то необходимо признать, что объективно именно здесь и происходит пресловутая модернизация в максимальном объеме. На эту и косвенную темы см. в журнале "Магия ПК", № 2, 2001 г. интересную статью "Alt+F4 - надпись на майке Победителя".

Разумеется, проблема компьютеризации и мифотворчества требует дальнейшего обсуждения.

Предлагаю высказать свое мнение на станицах нашего сайта Тавлеи.

Григорий ВЕТРОГОН
2-3 мая 2001 г.,
31 декабря 2001 г.



© 2001-2006 Gr.Vetrogon,   © 2001-2006 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки