ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки

Сайт АФР и знаковые игры

(материалы рассылки от 13 мая 2003 года)

Валерий ТРУБИЦЫН,
Ассоциация Фишка.ру


Вас приветствует новый питерский сайт Фишка.ру, загрузка которого продолжается. Автор проекта - Ваш покорный слуга (Валерий Трубицын), дизайнер - Александр Яценко. Мы представляем Евразийскую ассоциацию историков, изобретателей и популяризаторов знаковых игр и игровых технологий, сокращенно АФР (Ассоциация Фишка.ру).

Идея проекта состоит в том, что мы недостаточно используем громадный потенциал, изначально заложенный в комбинационно-стратегических играх (даже в том случае, когда речь идет о самых популярных из них - шашках, шахматах, го, рэндзю и т.д.) Термин "знаковые игры" восходит к семиотике, изучающей свойства знаков и знаковых систем главным образом в языках. Ю.Филатов и А.Кондратов считали возможным использовать определение "знаковый" и в отношении многих комбинационных игр и задач, суть которых можно было выразить с помощью условных знаков - в отличие от так называемых физических игр, где субъектами игры являются физические тела - например, биллиард или футбол. (Но если указанные игры перевести в виртуальную форму, то и они станут знаковыми).

Как же были использованы знаковые игры у нас в прошлом веке?

Из великого множества знаковых игр были выбраны две-три игры, им был придан государственный статус для завоевания престижных спортивных титулов, что позволяло спортивным чиновникам без больших затрат достигать заметных результатов. И ничего, собственно говоря, плохого в этом не было, если бы одновременно разрешалась популяризация других игр и широкое изучение игрового мышления и игровых технологий. Но при тоталитарном режиме это было невозможно. Например, единственный в стране Институт игры в Москве перед войной был ликвидирован. Мракобесы, стоящие у власти, там тоже нашли отступления от правильной линии партии. (Это у них было такое хобби: "стричь" всех под свой людоедский интеллект, отправляя в концлагеря то авиаконструкторов, то ракетчиков, то генетиков, то поэтов...)

Между тем, вся вторая мировая война с точки зрения конфликтологии - это всего лишь многосторонний конфликт, другими словами - БОЛЬШАЯ ИГРА. И надо признать, что в этой игре наша страна оказалась в проигрыше. (Чего, разумеется, никогда не признает так называемая официальная историческая наука. Она будет нам вещать о великой исторической роли СССР, спасшем человечество от фашизма. Будет говорить о массовом вынужденном героизме и т.д. И ни слова не скажет о хронической преступной некомпетенции российской верховной власти). А для Игрока с большой буквы все было проще.

Англосаксы, отлично владеющие новейшими многосторонними стратегиями, легко вели Большую игру на мировой арене с минимальными потерями для себя. Незадолго до второй мировой войны, вопреки суровым международным соглашениям, их миллионеры быстрыми темпами возродили германскую военную промышленность. Затем они столкнули лбами два тоталитарных режима и тщательно дозировали помощь то одной стороне, то другой (в точном соответствии со стратегией трехсторонней борьбы). В итоге они шутя получили мировое господство, посмеявшись над ефрейтором Гитлером и выпускником грузинской церковно-приходской школы Джугашвили, единственный разумный шанс которых состоял лишь в одном: дружить изо всех сил, соединив немецкую аккуратность с советскими ресурсами.

Но психопат фюрер решил прогуляться по российским просторам в ботфортах Наполеона. Узколобый ефрейтор с интеллектом ископаемого хищника не понимал, что реставрация рабовладельческого Рима в 20-ом веке просто немыслима: и мир не тот, и рабы поумнели... Примитивное силовое господство уже неприемлемо! Требовались новые колониальные технологии и методы пропаганды, новые технологии управления общественными процессами и индивидуальной психологией - и они пришли. Теперь вассалы должны добровольно безо всяких кровопролитий и прочих ужасов САМИ нести оброк хозяину. (В том числе и в международном масштабе). А фюрер предложил прямой государственный разбой, повергнув одну из прародительниц современной цивилизации Германию (давшую миру величайших гениев во многих областях человеческой деятельности от Дюрера, Кеплера и Баха до Хессе, Вейля и Эйнштейна) в людоедскую эпоху. От этого позора немцы будут отмываться всё третье тысячелетие - и вряд ли отмоются. Этим апоссионариям безусловно позарез было нужно пространство для роста, с этим вряд ли можно спорить. Вопрос заключался лишь в том, какими методами надо было решать эту задачу. Ведь Сталин сам предлагал дружбу Германии - и правильно делал. Если бы такой НАСТОЯЩИЙ союз состоялся, то англосаксы получили бы для себя почти неразрешимую проблему. Ведь колоссальные ресурсы советско-германского союза были под рукой, а у англосаксов - за синими морями. В научном и военном потенциале превосходство было бы опять же у советско-германского союза - как и стратегическое положение. То есть мечты англосаксов о мировом господстве, которое они имеют сегодня, отодвинулись бы на пару тысяч лет - если не навсегда.

И самое главное: по причине такого паритета вторая мировая война просто бы не могла возникнуть, мировая история пошла бы другим путем. Евразия безо всяких катаклизмов от Антлантики до Тихого океана (в том или ином объеме) трансформировалась бы в мощное содружество наций в своих естественных природных границах. И ничего в этом невозможного нет - НО ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ: при элементарном уважении наций друг к другу, что и происходит в Европе только сегодня - но что мешало раньше?.. Ничего. Но есть крупные политические игроки, которые успешно манипулируют общественным сознанием целых народов, в нужном месте и в нужное время разжигая национальные и религиозные конфликты, подбрасывая "революционные" идеи, скупая на корню всю правящую верхушку или правителей... То есть - снова БОЛЬШАЯ ИГРА! Кому-то позарез нужна была новая бойня именно в Европе. И она состоялась, но не как рок, а КАК РЕЗУЛЬТАТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ АНГЛОСАКСОВ.

Какое же понимание исторической (и оперативной) ситуации демонстрируем мы, россияне? Снова на паперть выползают юродивые и вопят о фатальной неизбежности того, что произошло, о предсказаниях, о нашем врожденном разгильдяйстве и особенностях национального характера. Но это же бред! Нельзя научный анализ подменять молитвами, а мудрость - коллективной безответственностью и низкой культурой мышления. Англосаксы в 20-ом веке продемонстрировали сверхэффективное владение трехсторонней стратегией, то есть по сути ИСКУССТВОМ ДОБИВАТЬСЯ МАКСИМАЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА В ГЛОБАЛЬНОМ МАСШТАБЕ НЕ СТОЛЬКО ЗА СЧЕТ СВОИХ СИЛ, СКОЛЬКО ЗА СЧЕТ СТАЛКИВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СОПЕРНИКОВ. (Напомню, что речь идет о десятках миллионов человеческих жизней, о разрушенных городах и заводах, об отбрасывании глупых соперников в средневековье и т.д.) А наши генералиссимусы и дипломаты до сих пор не хотят спросить у специалистов по игровому мышлению:

- А что это такое - многосторонние стратегии? Где этому учат?

- Простейшие модели многосторонних стратегий, уважаемые джемпермены, легко изучить на базе настольных комбинационно-стратегических игр с самыми простыми комплектами, изготовление которых доступно даже двоечникам 5-го класса средней школы. Но оно недоступно вам, потому что всю информацию о комбинационных играх вы черпаете в спортивных федерациях, которые вовсе не заинтересованы в широком изучении игрового мышления и игровых технологий. Спортсменам интересны только лишь они сами, их результаты, их призы, их звания. Им нужно лишь накопление правильных ходов. С использованием новейших информационных технологий в конце концов они уже практически имеют универсальные компьютерные алгоритмы для самых популярных игр (за исключением го). И вот уже эти игры умирают одна за другой! Ибо какой смысл играть, если алгоритм уже известен, задача в общем виде решена?

Вот мы и получили ответ на поставленный вопрос о том, как мы используем комбинационные игры. Отвечаю: бездарно!

Например, простейшее описание правил величайшей игры человечества (го, китайское название - уэй чи) от Китая до Европы продвигалось 4 100 лет, хотя оно никогда не было государственной тайной. Лишь в 1775 году российский посол в Китае А.Леонтьев описал китайские шахматы, то есть куда менее интересную игру. А широкая публикация правил го в России началась лишь спустя 200 лет Валерием Асташкиным и Георгием Ниловым, потому что наши "духовные пастыри" находили время не только для того, чтобы разбирать на партийных собраниях сексуальные приключения передовых членов КПСС (и их членов), но и для того, чтобы оберегать их от тлетворного влияния великой восточной культуры во всем ее многообразии, включая интеллектуальные игры. (Я уже не говорю о мракобесии православной церкви, веками относивших шахматы и шашки к азартным играм - и, следовательно, подлежавшим запрету).

Заметьте: речь до сих пор идет всего лишь о первом знакомстве с великой игрой Востока. Естественно, в конце концов этой игрой заинтересовалась Европа (кстати, на 70 лет раньше нас). И лишь ее многовариантность сегодня спасает го от участи шахмат. Но глубокое исследование этой игры в России еще и не начиналось: в стране с преобладающим количеством зомби на душу населения фантастические идеи просто некому оценить.

Но все же для архаичных полугосударственных спортивных федераций двух-трех игр уже наступила эпоха заката и разложения. И не только в силу изученности лучших продолжений. Оказывается, что широкий непредвзятый подход к изучению комбинационных игр может дать много нового как и для давно известных игр, так и малоизвестных или вновь изобретенных, если при этом будет осмыслена их общность, позволяющая выработать универсальный язык игрового мышления, общие закономерности создания игр, игровых стратегий и технологий, имеющих широкое прикладное значение - вплоть до новых методов познания окружающего нас мира. Такие программы уже разрабатываются, но парадокс состоит в том, что их междисциплинарное значение все еще не осмыслено. И психологи, и философы, и политологи, и социологи, и педагоги, и журналисты с удовольствием к месту и не к месту упоминают расхожие афоризмы об игре. Но сами они не знают ни конкретных игр, ни новейших исследований в этой области. И решительно не воспринимают игру в качестве науки (за исключением, пожалуй, математиков, создавших великолепную но очень специфическую МАТЕМАТИЧЕСКУЮ теорию игр, которая отнюдь не охватывает весь спектр игровых стратегий - не говоря уже о многих нюансах человеческих отношений). А мир игры стремительно меняется на глазах. И мы надеемся, что не без наших усилий на сайте www.fishka-spb.ru.

Наши цели более подробно изложены на самом сайте. Мы открыты для всех: и для издателей, и для ученых, и для педагогов, и для подростков, и для их родителей, и для производителей игр, и для работников досуговой сферы. Дополнителную информацию о членах ассоциации, структуре сайта, опубликованных и готовящихся статьях - смотрите файл fishka.txt.

    Валерий ТРУБИЦЫН :

" Мир игры необозрим и многообразен, но чувствовать себя в этом мире надо не подопытным кроликом, на котором более продвинутые дяди и тети испытывают новейшие оболванивающие технологии, а игроком, который готов найти ответ на множество внешних вполне реальных угроз. И, быть может, попутно разгадать загадку бытия, тайну мироздания... Или хотя бы что-нибудь попроще. Во всяком случае, надо пробовать.

Играйте с нами - играйте лучше нас! "

 

Примечание вебмастера:

Сайт Фишка.ру в настоящее время открывается словами:

"Мы приносим Вам свои глубокие извинения за долгий простой. Вина не наша - вина хостинга - сгорел винчестер и весь наш сайт пропал. Долго мы выбивали наши законные метры обратно и вот наконец, мы снова здесь с Вами. Нам потребуется неделя, что бы восстановить все старые статьи, которые пропали вместе с тем винчестером. Новые материалы также будут добавляться регулярно и очень часто! Сейчас времени много, можно полностью посвятить его нашей Фишке! С уважением, администратор сайта, Goalkeeper[DCC]".



© 2001 - 2003 Gr.Vetrogon,   © 2001 - 2003 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки