ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки

Трифон Печенгский - духовный собиратель земли Русской


Преподобный Трифон, начальник Троицкого монастыря,
иже бысть Кольский острог близ моря Окияна,
преставился в лето 7000 месяца июля в 23 день.
Книга глаголемая, описание о российских святых,
где и в котором граде или области или монастыре или
пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых.

После развала СССР и имеющейся тенденции к развалу России, многие считают, что это естественный процесс, сравнивая Русскую империю с Британской колониальной империей (например), напрочь забывая, что в России государственность возникала совершенно иначе. У нас не было насильственной колонизации окраин, а происходила мирная миссионерская деятельность, пронизанная светом Христовой любви. Этим примерам несть числа, мы приведем лишь один, так как он поучителен и сам по себе.

Речь пойдет о святом русском подвижнике Трифоне Печенгском (память 15 декабря по старому стилю).

На Кольском полуострове*) есть место, где как бы сходятся три государства - Россия, Финляндия и Норвегия: там, где реки Печенга и Кола впадают в Баренцево море, Северный Ледовитый океан, на северо-запад от Мурманска к самой границе с Норвегией и Финляндией. Испокон веков там проживали лопари, язык - саамский, относится к финно-угорской семье языков, в которой составляет особую ветвь. Вот что мы читаем в официальном справочнике [Советский энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1989]:

"Саамы (лопари, самоназвание - саами) - народ в северных районах Норвегии (30 тыс. чел., 1987г.), Швеции (15 тыс. чел.), Финляндии (5 тыс. чел.) и СССР (1 900 чел.). Язык- саамский. Верующие саамы в СССР - православные, в Скандинавии - лютеране".

Вот об этой окраине России, а именно, о том месте, где живут православные саамы, и идет речь.

Преподобный Трифон Печенгский, в миру Митрофан, родился в 1495 г. в Новгородской губернии в семье священника. С младых лет отрок начал подражать богоугодной жизни своих родителей, с юных лет предавался постническим трудам, был кроток и милостив. Однажды в лесу во время молитвы он услышал голос: "Я, милующий вас, вспомнил о тебе. Не здесь твое место - ступай в землю пустынную, жаждущую, где не ходил еще никто и не обитал ни один человек". Повинуясь небесному призванию, Трифон решил покинуть родительский дом и идти с проповедью о Христе на реку Печенгу, к язычникам - к диким лопарям, о жизни которых знал из рассказов рыбопромышленников.

Эта страна дальнего севера входила прежде в состав Новгородских владений, а потом перешла под державу Московскую. Русские и в начале 16 в. бывали здесь только временными гостями, являясь для рыбных и звериных промыслов. Для них в Коле была часовня, а церквей вовсе не было. Длинная и широкая полоса по реке Печенге была занята более кочующими, чем оседло живущими лопарями.

Придя на Кольский полуостров, на реку Печенгу, к лопарям, преподобный изучил их язык, обычаи, верования и стал проповедовать им веру Христову. Святой преодолел много трудностей, перенес гонения и побои, но даже под страхом мученический смерти он не отступил от апостольского служения и не перестал проповедовать. Проповедник Евангелия говорил им, что один есть истинный Бог, один Творец земли и неба, один Отец всех племен и народов, один Спаситель всех потомков первозданного и согрешившего человека. После долгих трудов и скорбей проповедника, значительное число лопарей, живущих у реки Печенги, уверовали в Господа Иисуса. Постепенно мудрым и кратким словом святого многие обратились ко Христу.

Так прошло 20 лет...

Все эти годы блаженный Митрофан не крестил новообращенных, потому что не был облечен саном священства; он даже не был еще иноком. Это понудило его ехать в Новгород к архиепископу Макарию для получения грамоты на построение церкви и определения к оной священнослужителя. Из Новгорода привел он с собой и плотников, которые более из усердия к Богу, нежели за деньги, решились идти с ним в дальнюю и дикую страну. Так началось строительство первой православной церкви в этом северном краю. Каждую ночь Митрофан пребывал в молитве, а днем издалека носил на своих плечах бревна и тес для постройки церкви. В 1532 г., по благословению Новгородского епископа Макария, преподобный Трифон построил для новообращенных храм. Но, из-за отсутствия священника, три года церковь стояла без освящения. Преподобный сам отправился искать иерея.

В Коле, тогда еще малолюдном местечке, он нашел иеромонаха Илию, которого убедил идти с ним на реку Печенгу. Тот освятил храм, крестил обученных вере лопарей и постриг в монашество самого проповедника, с именем Трифона. Тогда только исполнились чистые желания Трифона: церковь была освящена, лопари крещены, а сам он принял пострижение. Таким образом, положено было в 1535 г. основание обители в Кольской стороне на реке Печенге - монастырь во имя Святой Троицы. Преподобный не хотел быть игуменом и назначил инока Гурия настоятелем новой обители.

В 1556 г. Трифон ходил в Москву и возвратился в обитель с богатою царскою милостынею: он получил церковную утварь и колокола, а также принес с собою грамоту от царя Иоанна Грозного на владение окрестными землями и водами.

Преподобный никогда не разрешал себе послабления в подвигах. Однажды он купил в городе Коле ручные жернова и долго нес их на плечах до самой Печенгской обители. Ученики просили его не изнурять себя и передать им свою нелегкую ношу, но преподобный сказал:

"Братия, тяжелое бремя лежит на потомках Адама от рождения до самой смерти. К чему веселиться? Нет, лучше мне повесить на шею мельничный камень, чем смущать Братию своею праздностью".

Несколько лет подряд на Кольском полуострове из-за мороза погибали посевы. Преподобный Трифон с несколькими иноками ходил в Новгородские земли, просил подаяния и отправлял собранное в монастырь.

Около 60 лет прожил Трифон на Печенге. После продолжительной трудовой жизни преподобный впал в болезнь и сильно изнемог. Предчувствуя свою кончину, он сказал скорбящей братии: "Не скорбите о том, что я оставляю вас: смерть для верующего христианина не страшна, она доставляет ему покой. Не любите мира, ни того, что в мире, ибо сами вы знаете, что мир во зле лежит".

Пред кончиной святой завещал: "Когда душа моя покинет сию грешную плоть, погребите тело мое в пустыне, у церкви Успения Пресвятой Богородицы, куда я часто удалялся для богомыслия и молчания".

Преставился преподобный Трифон Печенгский на 89 году 15 декабря 1583 года и погребен согласно завещанию. Местное празднование святому установлено вскоре после его кончины (15 декабря по старому стилю). По преданию, просветитель лопарей был небольшого роста, крепок, несколько сгорблен, с длинной седой бородой. Стяжав при жизни великие духовные дарования, он и после кончины помогал всем призывающим его, не раз спасал потерпевших бедствие мореплавателей. Притекающие к нему с верою начали получать исцеление, и многим он являлся помощник на суше и на воде.

В 1590 г. шведы, как и предсказывал перед своей кончиной преподобный Трифон, внезапно, на самый праздник Рождества Христова, напали на монастырь, умертвили мученически игумена Гурия и с ним 51 инока и 65 мирян; сам монастырь был сожжен и разорен до основания.

Но, как сказано, в Житии, "Безбожные убийцы не избегли праведного суда Божия. На обратном пути они заблудились и почти все погибли от голода".

Царь Федор Иоаннович (сын Ивана Грозного) повелел вновь построить обитель на Кольском остроге**), при храме в честь славного Благовещения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного монастыря воздвигли церковь во имя преподобного Трифона, "страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца", а над могилой святого - храм в честь Сретения Господня.

Но в 1619 г. обитель сгорела. Тогда повелением царя Михаила Федоровича обитель была построена близ города, за рекою Колою при впадении р.Печенги в Северный Океан близ Святого Мыса и названа Кольско - Печенгским новым монастырем. В этом монастыре и покоились мощи преподобного Трифона. В 1764г. монастырь был упразднен, но, как сообщается в 4-й книге дополнений к "Житиям святых"[Жития русских святых. Книга 4 (сентябрь-декабрь) - Дополнения "Житий святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней святого Дмитрия Ростовского"]:

"Впоследствии в 1886 году монастырь был восстановлен для распространения и утверждения истинной веры Христовой в отдаленной окраине нашего отечества. Сначала монастырь был построен при церкви в честь Сретения Господня, стоящей на месте древней Успенской пустыни. Но так как местность оказалась неудобной, его перенесли после 1890г. на место древней Печенгской обители, к церкви во имя преподобного Трифона".

На первоначальном месте монастыря, над могилой преподобного Трифона стоит деревянная церковь Сретения Господня. Теперь эта территория относится к Норвегии.

Как пишет известный историк В.Ключевский [В.О.Ключевский Древнерусские жития святых как исторический источник.. - М., Наука, 1988. репринтное издание 1871 г., стр.337-340]:

"Позднейший биограф преподобного Трифона говорит, что первое житие, писанное "самовидцами", пропало во время разорения монастыря шведами в 1589 году, но чтители святого сохранили сведения о нем в малых книжицах и кратких записках, из которых и составилась уцелевшая биография. При чтении жития легко заметить разницу в изложении двух его половин: в первой жизнь Трифона до основания монастыря описана стройно, но в самых общих чертах, как она сохранилась в памяти поздних иноков этого монастыря; вторая составлена из нескольких отрывочных рассказов. Житие написано во второй половине XVII века не раньше Никонова патриаршества" .

На самом деле это не был одинокий подвиг экзальтированного юноши. Подобные хождения "за край Ойкумены" были широко распространены в то время. Из таких вот миссионерских православных "походов" и сложилась та Русская империя, которая была в начале 20 столетия. Сколько их было, этих "добровольцев", отдавших свою жизнь за веру Христову, сокрыто во тьме веков. Однако их дело не пропало - в итоге их жертвенных трудов и возникла та Святая Русь, светившая всем народам на протяжении тысячелетия. В частности, и преподобный Трифон был не одинок в своей миссионерской деятельности.

Как пишет В.Ключевский:

"Трифон просвещал лопарей на Печенге, то же святое дело делал на Коле соловецкий монах Феодорит, о котором любопытные биографические сведения сообщил его духовный сын, князь Курбский".

Имеются и другие подтверждения о деятельности кольских миссионеров - просветителей:

"Свидетельство князя Курбского удостоверяет, что Феодорит был не только сотрудником Трифона в устройстве обители, но и ее игуменом, ибо начальство на себя Трифон не принимал. Что же касается до крещения дикой Лопи, то Феодорит был ревностным сподвижником в деле обращения лопарей в христианство. Изучив в течении нескольких лет язык лопарей, он перевел для них церковные молитвы" - см. [Словарь исторический о русских святых. - г.Москва, 1990, репринтное издание 1862 г.].

Протоиерей Георгий Флоровский прямо называет Феодорита ***) игуменом Троицкого монастыря, который, видимо, действительно был им, но лишь на самых первых порах создания монастыря.

Далее В.Ключевский пишет:

"Максим Грек и Лев Филолог со слов соловецких монахов согласно с летописью говорят, что в 1520-х годах среди Мурманской и Кандалакской Лопи обнаружилось сильное движение к христианству".

И далее замечает:

"Если о Феодорите не сохранилось особого предания в местном населении, это объясняется тем, что он был одним из многих виновников этого движения, забытых позднее приходившими русскими поселенцами. Неизвестны сеятели христианства на Кандалакском берегу, откуда в 1526 г. явились в Москву лопари с просьбой об антиминсах и священниках; но известие летописи о такой же присылке в Новгород с Колы в конце 1531 г. указывает на плоды деятельности иеромонаха Феодорита с старцем Митрофаном (Трифоном Печенгским)".

Таким образом, Ключевский приходит к выводу:

"Оба просветителя, действуя в разных местах, почти в одно время достигли успехов, основали монастыри и легко могли завязать взаимные сношения".

Об этом же пишет и другой известный историк:

"Русские иноки отправлялись в разные стороны на север и восток, преодолевая на пути величайшие трудности, терпя голод, подвергая опасности жизнь - все это с одною целью распространить христианство... Пустынник Феодорит крестил кольских лопарей; Трифон распространял христианство у лопарей, живших на реке Печенге" - см. [С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Том V, часть II, глава III].

XVI век - это время оживленной полемики между нестяжателями, духовным предводителем которых являлся Нил Сорский и иосифлянами во главе с Иосифом Волоцким. Территориально северные районы, в которых самоотверженно трудился Трифон Печенгский, являлись заволжскими, то есть, принадлежали к нестяжателям. Однако сам Трифон никак не проявил себя в этом споре - он жил в своей обители и даже в Новгород наведывался редко, а в самой Москве, видимо, был лишь однажды... Но остаться в стороне, видимо, было очень трудно, хотя и возможно. Например, его сподвижник Феодорит привлекался к суду, так как он был духовным отцом опального князя Курбского.

Как пишет Г.Флоровский:

"Многие из элементов несомненной старины в это время отвергаются и осуждаются. В этом отношении всего характерней суд над Башкиным, к которому был привлечен и ряд видных заволжцев, не то в качестве свидетелей, не то единомышленников, - во всяком случае с очевидной целью - их осудить. Так были осуждены Артемий, перед этим еще Троицкий игумен Феодорит Кольский, просветитель лопарей" - см. [Г.Флоровский. Пути русского богословия. - Париж, YMCA-PRESS, 1983].

О деле игумена Арсения и связанного с ним Феодорита пишет и другой видный историк:

"Артемия снова арестовали и привезли для личного суда. Да привлекли к суду и некоторых учеников и выдающихся единомышленников его. Это были: знаменитый миссионер, креститель лопарей Феодорит, в тот момент бывший уже архимандритом суздальского Евфимиевого монастыря, монах Савва Шах, соловецкий монах Исаак Белобаев" - см. [А.В.Карташов. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах.- Москва, Терра, 1993].

Но ни Г.Флоровский, ни А.Карташов ни разу не упоминают имя Трифона Печенгского, что, впрочем, и не удивительно. Ведь преподобный Трифон, справедливо полагал, что его дело - служить Богу и людям. Но благодарная память народная сохранила основные подробности его жизни и, главное, осталось важнейшее миссионерское дело его жизни - обращение саамов в Православие. Именно усилиями таких подвижников, как Трифон Печенгский, и создавалась та империя, которая существовала до конца XX столетия.

Григорий ВЕТРОГОН, п.Новый Быт
Елена САБУРОВА, г.Москва


*) Кола, город (с 1965 г.) в Мурманской обл. в устье реки Кола. Известен с 13 века. По названию этого одного из первых Северных городов и назван Кольский полуостров.

**) Острог - укрепленное место, Кольский острог - это г. Кола.

***) На сайте Трифоно-Печенгского монастыря https://www.trifon.ru/ по поводу Феодорита Кольского сообщается следующее:

27.07.2002. В скором времени православные верующие Кольского Севера смогут обратить свои молитвы еще к одному святому угоднику Божиему. Тридцатого августа в Благовещенском храме города Колы состоится прославление блаженного Феодорита Кольского в лике Преподобного. Затем все собранные епархиальной комиссией документы будут направлены в Московскую Патриархию в Синодальную комиссию по канонизации для прославления Кольского святого в лике общероссийских угодников Божиих. Надо заметить, что предстоящее прославление - первое на Кольской земле за последние несколько столетий.



© 2001-2002 Gr.Vetrogon,   © 2001-2002 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки