ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки

Предлагаем здесь текст этого Кодекса в качестве материала для сравнения и обсуждения на будущее.


Шашечный кодекс Республики Беларусь. Композиция. 1996 г.

автор кодекса - Б.ИВАНОВ,
мастер спорта по шашечной композиции
г.Минск


1. Предмет шашечной композиции

1.1. Общие положения

Шашечная композиция - вид творчества, отражающий в художественной форме идейное богатство шашечной игры. Шашечная композиция, основанная на материале (шашки) и соблюдении правил шашечной игры, призвана создавать оригинальные произведения, таким образом она наиболее полно раскрывает красоту шашек, обогащая шашечную и общечеловеческую культуру.

1.2. Основные понятия.

Произведение шашечной композиции (композиция) - это шашечная позиция, содержащая композиционное решение.

Шашечная позиция - любая расстановка шашек на доске. Заранее указанное шашечной позиции условие (выигрыш, ничья, запирание) называется заданием. Задание, как правило, выполняют белые (нападение) при их первом ходе.

Мотив (финал) - экономная финальная позиция с выполненным заданием. Например, выигрышный минимальный мотив - нулевой: с одной белой шашкой в финале (его принято называть естественным).

Последовательность ходов (за белых и черных) называется вариантом.

Точный, экономный и единственный вариант, завершенный мотивом, называется композиционным вариантом или композиционной ветвью (КВ).

Множество композиционных ветвей произведения называется композиционным разветвлением (КР).

В дальнейшем композиционное разветвление, состоящее из 2-х композиционных ветвей будем обозначать сокращенно "2КР", из трех композиционных ветвей - "3КР" и т.д.

Композиционные разветвления, выполняющие задания, называются решением композиции или композиционным решением.

К композиционным разветвлениям относят также и ложный след - композиционный вариант, миражно выполняющий задание, т.е. вариант, имеющий точное опровержение со стороны защиты; и иллюзорную игру - в ложном следе миражное опровержение решения, т.е. вариант ложного следа, имеющий точное опровержение со стороны нападения.

Нормальное окончание (например, три дамки против одной дамки вне большой диагонали) не является композиционным разветвлением из-за нарушения точности и единственности решения.

Алгоритм осуществления решения называется механизмом игры. Метод создания конструкции композиции называется техникой составления.

Задуманное автором решение композиции называется авторским замыслом. Автор нового (см. п. 2.4.) произведения шашечной композиции называется автором композиции.

1.3. Жанры композиции.

К основным жанрам относятся: комбинационные проблемы, этюды, задачи.

Комбинационная проблема - это композиция без дамок в начальной конструкции, содержащая в решении комбинацию. Комбинацией называется серия жертв, форсированно преобразующая позицию.

Этюд - композиция, в которой не более четырех единиц нападения (белых) и не более шести единиц защиты (черных), с решением не менее чем из двух различных КР.

Задача - композиция, имеющая в решении не менее двух разных финалов запирания.

Следствие: в комбинационной проблеме достаточно одного КР (иногда его называют главным вариантом).

В зависимости от известного типа шашек, композиция может быть на

64-клеточной доске: русские, бразильские, итальянские, чекерс и т.п.,

80-клеточной - "спанциретки",

100-клеточной - международные шашки,

144-клеточной - канадские.

В зависимости от систем игр:

шашки, поддавки, столбовые шашки - башни и т.п.

Возможны и не основные жанры композиции: позиционные проблемы - концовки; дамочные проблемы, изобразительные (дамографические) - мозаика, "сказочные" позиции - задумки, с изменением первого хода и неизменным заданием, кооперативной игрой, позиции с двумя заданиями и др.

1.4. Классификация жанров по материалу

Шашки - 64

Малютки - комбинационные проблемы, в которых каждая сторона имеет не более 4 единиц материала.

Миниатюры - комбинационные проблемы, в которых не более шести единиц у каждой стороны.

Задачи-миниатюры - не более шести единиц у стороны, выполняющей задание.

Шашки - 100

Малютки - комбинационные проблемы, в которых не более пяти единиц у каждой стороны;

Миниатюры - комбинационные проблемы, в которых не более семи единиц у каждой стороны;

Средние проблемы - от 7х8 или 8х7 до 14х14;

Гиганты (мастодонты) - минимальное количество 15 единиц у одной стороны;

Задачи-миниатюры - не более семи единиц у стороны, выполняющей задание.

Этюды-миниатюры - этюды, содержащие не более двух единиц у выполняющей задание стороны и не более трех у стороны защиты (для обоих видов шашек).

Композиция должна удовлетворять принципиальным и художественно - техническим (эстетическим) требованиям.


2. Принципиальные требования.

Принципиальные требования (например, единственность первого хода в решении) обязательны. Нарушение принципиальных требований уничтожает композицию.

2.1. Решаемость.

Композиция должна иметь неопровержимое решение. Опровержение решения, т.е. доказательство невыполнимости задания хотя бы в одном из вариантов, называется нерешаемостью и уничтожает композицию.

2.2. Точность и единственность решения.

Решение, отличное от авторского, называется побочным решением (ПР). При полном отличии, побочное решение называют полным побочным решением (ППР), если отлична часть решения, то - частным (ЧПР). К ППР относится и перестановка ходов в решении.

Побочные решения уничтожают композицию. Неточные ходы в решении называются дуалями. Допускается лишь одна дуаль в КР. Две дуали в одном КР приравниваются к побочному решению. В задачах запирание должно быть точным по количеству и качеству материала, указанному в задании. Например, при задании "запереть дамку и простую", решение, в котором запираются две дамки является перевыполнением задания и бракует задачу; решение, в котором запираются три простые (при задании "запереть дамку и простую") не удовлетворяет условию, т.к. не достигнуто качество финала: нет запертой дамки.

Решение композиции должно быть единственным, наличие еще одного решения уничтожает композицию.

2.3. Экономность.

Композиция должна быть выполнена минимумом сил (экономно). Неиспользуемые в решении шашки называются мертвыми и уничтожают композицию.

2.4. Новизна.

Композиция должна быть оригинальной, не совпадающей с существующей (см. п. 4.1.).


3. Художественно - технические (эстетические) требования.

Нарушение художественно - технических (эстетических) требований снижает оценку композиции.

К нарушениям относятся:

3.1. Альтернация.

Переход стороной нападения на одно и то же поле разными (альтернативными) маршрутами.

3.2. Удлиненная цепочка.

В подударной цепочке подставленные лишние шашки для неэкономного удлинения маршрута взятия. (При взятии, снимаемые шашки образуют так называемую подударную цепочку).

3.3. Пассивные шашки (статисты).

Шашки, служащие только для удержания конструкции или для избежания побочного решения, называются статистами.

3.4. Грубые ходы в решении.

Выбор количества снимаемых шашек понимается в смысле бережливости жертв (одна единица), поэтому грубыми будут ходы: отдача двух шашек без выбора; выбор из взятий 1х3, 2х4 и т.п.; при ударе "на большинство" в стоклеточных шашках рассматривают выбор из наибольших взятий, тогда взятия 1х3х4, 2х4х5 и т.п. не грубые, а выбор 1х2х4, 2х3х5 груб.

3.5. Множественность хода.

Под множественностью понимается возможность совершения хода на несколько полей. В задачах множественность (не влияющая на механизм запирания) считается недостатком, в остальных жанрах приравнивается к дуали.

3.6. Затяжка решения.

Возможность повторения одной и той же позиции с неизменяемым результатом.

3.7. Дуаль.

Неточные ходы в решении. (см. п. 2.2.).


4. Публикация и приоритет.

4.1. Шашечная композиция существует:

- с момента публикации в печати (тиражом не менее 100 экземпляров);

- с момента регистрации ее в Федерации шашек (картотеке);

- с момента присылки на соревнование.

При публикации обязательна сопровождающая информация:

- имя и фамилия автора (соавторов);

- место жительства;

- диаграмма или позиция в нотации;

- задание.

В конкурсах решений шашечных композиций допустима публикация без указания авторов, в этом случае сопровождающая информация обязательна при публикации решений (ответов).

4.2. Приоритет.

Приоритет автора на шашечную композицию начинается с момента ее существования. При перепечатках необходимо указание автора и ссылка на первоисточник. Предшественником шашечной композиции является приоритетная шашечная композиция с одинаковыми либо темой, либо идеей, либо механизмом решения. При таком заимствовании необходима ссылка на идейного, тематического или механического предшественника, например А. ФОМИН (Москва) по Б. ИВАНОВУ (Минск).

Замечание: в вопросах приоритета или совпадения нужна особая деликатность: позиции-близнецы могут различаться коренным образом по тематике, механизму решения.

Автор имеет право на любые вариации своего произведения и право все их публиковать или представлять на соревнование, но в последнем случае, в зачет идет только одна из вариаций (согласно п. 2.4. и 4.2.). Композиция, в которой обнаружен дефект, может быть исправлена любым композитором. В течении пяти лет (с момента обнаружения дефекта), привилегию на исправление позиции имеет автор.


5. Соревнования по шашечной композиции.

Основными видами личных и командных соревнований по шашечной композиции являются конкурсы, чемпионаты, матчи. Соревнования проводят национальные Федерации шашек, клубы, редакции газет, журналов и др. Все дополнительные условия, кроме изложенных в настоящем кодексе, оговариваются положением проводимого соревнования.

В чемпионатах выявляется лучший композитор в жанре за период (обычно 1-2 года).

В конкурсах по шашечной композиции выявляется лучшее произведение из новых, присланных на данное соревнование.

Конкурсы по шашечной композиции проводятся:

- открытые (с указанием автора);

- закрытые ("под девизом" или без указания автора);

Чемпионаты Республики Беларусь проводятся по методике мастера спорта по шашечной композиции Б.ИВАНОВА (Минск):

- из присланных участниками произведений главный секретарь чемпионата готовит материалы без указания авторов для судей разделов;

- судья раздела выставляет свои оценки композициям по десятиочковой шкале с градацией в 0,25 очка и дает характеристику композициям (составляет отчет);

- каждый участник получает предварительный итог с характеристиками его позиций;

- подтверждение предварительных итогов или апелляции участника, аргументированные и с конкретными доказательствами, высылаются главному судье чемпионата;

- на основании всех материалов главный судья подводит окончательный итог;

- итоговые отчеты утверждает Федерация шашек РБ, после чего соревнование закончено и его итоги окончательны.

5.1. Судейство соревнований.

Соревнования по шашечной композиции обслуживает судейская бригада: главный судья, главный секретарь, судьи разделов (жанров).

Судейская бригада утверждается Федерацией шашек РБ и руководствуется при проведении соревнования только положением, настоящим кодексом и картотекой (собранием известных шашечных композиций).

5.2. Конкурсы решений.

Конкурсы решений шашечных позиций повышают массовую культуру и позволяют участнику выполнить разрядные нормы:

Республиканского значения (не менее двенадцати заданий основных жанров)

2-й разряд - 100 % очков;

3-й - 67 % очков.

5.3. Чемпионаты мира.

На чемпионатах мира по составлению или решению шашечных композиций можно выполнить звания до международного мастера включительно.


6. Права и обязанности участника соревнования по шашечной композиции.

6.1. Участник обязан:

прислать на соревнование заявку по следующему образцу:

- наименование соревнования;

- ФИО, дата рождения;

- место работы, должность;

- домашний адрес;

- спортивный разряд по шашечной композиции (№ удостоверения и дата присвоения);

- ФИО тренера.

Каждое произведение на отдельном стандартном листе бумаги (210х297) по образцу:

- наименование соревнования;

- имя и фамилия автора (соавторов), место жительства;

- диаграмма, позиция в нотации, задание;

- полное решение краткой нотацией;

- почтовый адрес участника.

6.2. Участник имеет право:

- исправлять или заменять свои произведения до истечения срока присылки;

- до подведения итогов, принимать участие в альтернативном судействе, указывая брак, предшественника или совпадения (в этом случае обязателен источник, автор и позиция в нотации с кратким решением);

- получать в установленном порядке консультацию на любом уровне.


7. Разрядные нормы по шашечной композиции.

Гроссмейстер Республики Беларусь

Звание присуждается при выполнении одного из следующих условий:

- получить звание международного гроссмейстера;

- дважды подряд в чемпионатах РБ занять 1 место, выполнив при этом норматив не более чем по восьми произведениям;

- выполнить норматив на чемпионатах РБ не более чем по двенадцати произведениям.

Мастер спорта Республики Беларусь

Звание присуждается при выполнении одного из следующих условий:

- получить звание международного мастера;

- дважды подряд в чемпионатах РБ занять 1-3 места, выполнив при этом норматив не более чем по восьми произведениям;

- выполнить норматив на чемпионатах РБ не более чем по десяти произведениям.

Кандидат в мастера спорта Республики Беларусь

Звание присуждается при выполнении одного из следующих условий:

- дважды подряд в чемпионатах РБ занять 4-6 места, выполнив при этом норматив не более чем по восьми произведениям;

- выполнить норматив на чемпионатах РБ не более чем по десяти произведениям.

I и II разряды

Разряд присуждается при выполнении соответственного норматива на чемпионатах РБ не более чем по десяти произведениям.

Примечание:

1. В зачет идут также произведения, ранее участвовавшие в международных соревнованиях, бывшего СССР, союзных республик, в соревнованиях ВДФСО профсоюзов, городов Москвы и Ленинграда, на всесоюзных, республиканских, областных, районных и городских соревнованиях.

2. Количество произведений представленных на одно соревнование:

Чемпионат Республики Беларусь - 6;

Конкурс Республики Беларусь - 4;

3. Произведения оцениваются по десятиочковой шкале с градацией в 0,25 очка.

4. Нормативное количество очков для присвоения званий по шашечной композиции рассчитывается по приводимой формуле.

5. Разряды по шашечной композиции подтверждения не требуют.

Формула расчета нормативного количества разрядных очков:

Н = ? Ср х П,

где Н - норма в очках;

Ср - средняя оценка произведения жанра (см. таблицу средних оценок композиций);

П - количество произведений жанра.

Пример расчета норматива мастера спорта РБ при двух этюдах - 64, трех проблемах - 64, одной задаче - 64 и четырех задачах - 100 ( количество произведений П = 2 + 3 + 1 + 4 = 10 ) :

Н = 5,5 х 2 + 6,5 х 3 + 7,25 х 1 + 7,5 х 4 = 67,75 очков.

Таблица нормативных средних оценок композиций


п/п
Спортивный разряд Средняя оценка композиции жанра
Этюды, Проблемы Миниатюры Задачи
64 100 64 100 64 100
1 Гроссмейстер 6,5 6,75 7,25 7,75 8,0 8,5
2 Мастер спорта 5,5 6,0 6,5 7,0 7,25 7,5
3 Кандидат в мастера спорта 4,5 5,0 5,25 5,75 6,0 6,5
4 I спортивный разряд 3,0 3,25 3,5 3,75 4,0 4,25
5 II спортивный разряд 2,0 2,25 2,5 2,75 3,0 3,25




© 2001-2002 Gr.Vetrogon,   © 2001-2002 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки