ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки

Новый Кодекс шашечной композиции - каким ему быть?

Работаем на будущее

Петр ШКЛУДОВ, г.Новополоцк


ПОСТАНОВКА ВОПРОСА


Как было высказано мной в статье Так начнем, что ли? Не "в гневе"!, размещенной рядом в рубрике "Статьи", предлагаю на сайте "Тавлеи" (и в Форуме) провести широкое обсуждение существующих версий кодексов:

Каждый из них имеет свои недостатки. Первые два - уже опубликованы в этом подразделе сайта, третий - будет размещен сразу же по получении окончательного варианта (на русском языке).

А. Раздел "Композиция" из "Шашечного кодекса СССР" 1986 года.

Надо полагать, что "коллегия международных арбитров" добросовестно списала "Шашечный кодекс" с "Шахматного кодекса", где надо заменив слово "шахматы" словом "шашки" (это, конечно, гипербола...), перенеся в "Шашечный кодекс" все недоработки, все неточности, а иногда и ошибки, допущенные при составлении "Шахматного кодекса" не менее титулованной "коллегией".

В. "Кодекс шашечной композиции Республики Беларусь" Б.Иванова.

На самом деле является "сырым" материалом. В нем масса неточных, расплывчатых пунктов; многое (по желанию разработчика) проигнорировано, но есть и некоторые новаторские идеи.

С. "Международные правила проблемизма (шашечной композиции)" CPI FMJD.

Ориентированы только на два жанра шашечной композиции (проблемы - 100 и миниатюры - 100). Они также являются унификацией правил разных стран. С.Юшкевич сам соглашается с тем, что данный вариант правил промежуточный - выполняет роль сиюминутных потребностей и должен развиваться.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ


1. Поиск точного и полного определения термина ШАШЕЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ .

- Предварительный вариант: "Шашечная композиция - вид шашечного творчества совмещающий в себе традиционную аналитическую работу, ретроанализ, и чистый творческий поиск новых тем и идей в определенных жанрах."

- Приемлемо ли называть шашечную композицию "проблемизмом"? Проблема в переводе с французского - задача. "Задачизм"?

2.-5. Поиск точного и полного определения следующих терминов:

   2) КОМБИНАЦИЯ ,

   3) основные жанры шашечной композиции (ПРОБЛЕМА, ЭТЮД, ЭАДАЧА),

   4) МОТИВ,

   5) ФИНАЛ, и определить финалы для проблем.

6. Уточнить ФОРМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (легальность, решаемость, наличие побочных решений, соотношение сил, точность игры, экономичность...) для всех жанров композиции.

Причем не валить все в кучу, как в разделе "Композиция" из "Шашечного кодекса СССР" 1986 года, а четко все разграничить! Ведь некоторые формальные требования для одного жанра в другом жанре становятся художественными требованиями и наоборот.

7. Уточнить ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ для всех жанров шашечной композиции.

8. В частности, очень важно ввести разграничения понятий СТАТИСТ и ПАССИВНАЯ ШАШКА.

9. Разобраться, что такое ЭКОНОМИЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ в проблемах.

10. Какие жанры композиции, кроме традиционных, имеют право называться основными?

11. Рекомендации по проведению соревнований.

Обратите также внимание на мою статью "Проблемы", которая вскоре будет опубликована в разделе "Статьи", в которой я изложил свою позицию - несколько иной подход к ПРОБЛЕМЕ, чем существовавший доныне.

Свои предложения присылайте по адресу: shkludov@aport2000.ru.



© 2001-2002 Gr.Vetrogon,   © 2001-2002 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки